Задача месяца

Размер шрифта

aA
aA
aA

Изображения

Цвет сайта

Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
    Задача месяца

Май 2024


Бородай Даниил Владимирович

8А класс

г. Краснодар

МБОУ СОШ №67


Никто не смог решить эту задачу. У тебя были все шансы!

Условия задачи для 7, 8, 9 классов

Задача для 7, 8 классов

В глубине Сибирских лесов обитает одно из самых необычных и редких животных планеты - амурский тигр Panthera tigris tigris. Этот хищник приспособился к жизни в суровых условиях, где зимы могут быть чрезвычайно холодными, а пищи - не так много, как хотелось бы.
Рассмотрите жизненную стратегию амурского тигра, учитывая его методы охоты, социальное поведение, размножение и способы выживания в экстремальных условиях. Как эти факторы помогают амурскому тигру не только выживать, но и оставаться на вершине пищевой цепочки в своем ареале?
7-8.jpg

Решение задачи для 7, 8 классов

Амурский тигр, также известный как сибирский тигр, является одним из крупнейших диких кошек в мире. Жизненная стратегия этого редкого животного включает в себя ряд уникальных адаптаций, позволяющих ему успешно выживать в холодном климате и оставаться на вершине пищевой цепочки.

  1. 1. Методы охоты: Амурский тигр - одиночный охотник, предпочитающий подкрадываться к своей добыче незаметно. Его пятнистая шерсть помогает маскироваться среди снега и листвы. Тигры способны охотиться на таких крупных животных, как олени, кабаны и даже медведи. Используя свою мощь и скорость, тигр нападает, стремясь нанести смертельный удар своими острыми клыками.

  2. 2. Социальное поведение: Амурские тигры ведут уединенный образ жизни, контролируя большие территории для охоты. Они метят свою территорию и избегают конфликтов с другими тиграми, если это возможно. Такое поведение помогает минимизировать конкуренцию за пищу.

  3. 3. Размножение: Самки рождают от 2 до 4 детенышей после беременности, которая длится около 3,5 месяцев. Малыши остаются с матерью в течение первых 2-3 лет жизни, за это время она обучает их охотиться и выживать в дикой природе.

  4. 4. Способы выживания в экстремальных условиях: Толстая шерсть и подшерсток защищают амурского тигра от суровых зимних температур. Большие лапы действуют как снегоступы, позволяя ему передвигаться по глубокому снегу без особых усилий. Тигры также способны переключаться на другие виды пищи, если их основная добыча становится недоступной.

Эти адаптации делают амурского тигра выдающимся хищником, способным выживать в одной из самых суровых сред обитания на планете. Несмотря на то что амурский тигр сталкивается с угрозами, такими как браконьерство и утрата среды обитания, его удивительные способы адаптации и выживания продолжают поддерживать его популяцию в дикой природе.


Задача для 9 класса

9.jpg
Когда человек быстро встает из положения лежа, его кровеносная система испытывает резкое изменение из-за силы гравитации, что может привести к временному уменьшению кровотока и кровяного давления в верхней части тела и мозге. Это явление иногда вызывает головокружение или даже обморок. Тем не менее, здоровый организм способен быстро адаптироваться к таким изменениям благодаря сложной системе регуляции.
Опишите механизмы, которые позволяют человеку поддерживать кровяное давление в норме при резком переходе из положения лежа в стоячее, включая участие различных органов и систем.

Решение задачи для 9 класса

  1. 1. Барорецепторный рефлекс: Основным механизмом, позволяющим поддерживать стабильное кровяное давление при резком изменении положения тела, является барорецепторный рефлекс. Барорецепторы, расположенные в каротидном синусе и аортальном дуге, чувствительны к изменениям давления в сосудах. При снижении кровяного давления они активируются и посылают сигналы в сосудодвигательный центр в продолговатом мозге.

  2. 2. Активация симпатической нервной системы: В ответ на сигналы от барорецепторов сосудодвигательный центр активирует симпатическую нервную систему, которая стимулирует сердцебиение, увеличивая частоту и силу сердечных сокращений, и вызывает сужение периферических сосудов (вазоконстрикцию), что помогает повысить кровяное давление.

  3. 3. Высвобождение адреналина и норадреналина: Симпатическая нервная система также стимулирует надпочечники высвобождать адреналин и норадреналин в кровь, что усиливает эффект вазоконстрикции и увеличения частоты сердечных сокращений.

  4. 4. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система (РААС): Если изменение давления продолжается, активируется РААС. Почки высвобождают ренин, который превращает ангиотензиноген в ангиотензин I, который затем превращается в ангиотензин II. Ангиотензин II является мощным вазоконстриктором и стимулирует высвобождение альдостерона, который способствует задержке натрия и воды почками, увеличивая объем циркулирующей крови и повышая кровяное давление.

  5. 5. Венозный возврат: Механизмы, такие как мускульный насос и дыхательный насос, помогают улучшить венозный возврат к сердцу, что также способствует поддержанию кровяного давления при изменении положения тела.

Все эти механизмы работают вместе, чтобы быстро адаптировать кровообращение к изменениям, вызванным переходом из положения лежа в стоячее, предотвращая значительное падение кровяного давления и обеспечивая достаточное кровоснабжение мозга и других жизненно важных органов.


Условия задачи для 10, 11 классов

10-11_1.jpg 10-11_2.jpg

Гладкая форма семян бобов долихос доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании долихоса с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163.
Составьте схему скрещивания. Определите расстояние между генами. Объясните полученные результаты. Поясните, как долихос связан с круговоротом азота на Земле?

Решение задачи для 10, 11 классов

Схема решения задачи включает следующие элементы:
  1. 1. АаВb, гены в цис-фазе (два доминантных гена на одной хромосоме, два рецессивных гена на другой) x aabb (дигомозигота по рецессивному признаку).
  2. 2. Расстояние между генами 3,49 (3,5) М (сМ, % кроссинговера).
  3. 3. В ходе кроссинговера образовалось 3,5% кроссоверных гамет, в результате сформировались дополнительные фенотипические группы окрашенных морщинистых и неокрашенных гладких растений.
  4. 4. Бобовые фиксируют атмосферный азот через симбиоз с ризобиями, превращая его в формы, доступные для питания растений. Это обогащает почву азотом, улучшая плодородие и уменьшая необходимость в синтетических удобрениях, что делает бобовые ключевыми для устойчивого земледелия.