Октябрь 2023

Размер шрифта

aA
aA
aA

Изображения

Цвет сайта

Ц
Ц
Ц
Ц
Ц

Октябрь 2023

Условия задачи для 7, 8, 9 классов

Разграничиваются ли подлежащее и прямое дополнение во фразе

Monosnap 7-8 класс_русскии язык 2023-10-10 11-33-13.png

Объясните, как омонимия именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода и как следствие отсутствие противопоставленности подлежащего и прямого дополнения привели к возникновению категории одушевленности в славянских языках.

Решение задачи для 7, 8, 9 классов

Предложение

Monosnap 7-8 класс_русскии язык 2023-10-10 11-33-13.png

может быть переведено на русский язык двояко:

  1. а) Брат привел немого человека;
  2. б) Брата привел немой человек.

Из-за того, что И. п. и В. п. мужского рода в древнерусском языке не различались, в подобных фразах невозможно разграничить подлежащее и прямое дополнение, т.е. действующее лицо (субъект действия) и того, на кого это действие распространяется (объект действия). 

С течением времени одушевленные существительные, выступавшие в роли прямого дополнения, стали принимать окончания Р. п., который также могут употребляться в функции прямого дополнения: ср. читал книгу (В. п.) – не читал книги (Р. п.).

Это окончание принимали только одушевленные существительные, т.к. только при наличии двух одушевленных существительных в предложении могли возникнуть сомнения и разграничении подлежащего и прямого дополнения. Во фразе типа Дом построил Иван таких сомнений не возникало.

Таким образом, во всех современных славянских языках, сохранивших систему склонения: 

  1. - у одушевленных мужского рода В. п. = Р. п. (вижу сына – нет сына);
  2. - у неодушевленных мужского рода В. п. = И. п. (вижу дом – стоит дом).

Условия задачи для 10, 11 классов

С названием каких кириллических букв связаны приведенные ниже слова и выражения?

Азбука; фетюк; стоять фертом; прописать ижицу; расставить точки над i; азы наук; брюшко оником; подпускает турусы, а строит юсы; прочитал от аза до ижицы; от фиты подвело животы; у нее ротик фитою

Решение задачи для 10, 11 классов

В одних выражениях названия букв используются по сходству их очертаний с обозначемым явлением.

Стоять фертом – стоять «руки в боки», напоминая очертания буквы Ф.

Брюшко оником – по названию буквы О («он») о полном человеке. 

У неё ротик фитою – о губах «бантиком», напоминающих очертания буквы Θ.

«Θетюк – слово, обидное для мужчины, происходит от Θ – буквы, почитаемой некоторыми неприличною буквою». (Примечание Н.В. Гоголя к поэме «Мертвые души».) [Г;V;74]

Другие выражения своим происхождением связаны с жалобами учеников на трудности усвоения правил правописания многих букв русского алфавита от фиты подвело животы (о наказании голодом), прописать ижицу (о телесных наказаниях). Сюда же можно отнести выражение подпускает турусы (т.е. уговаривет лестью), а строит юсы (т.е. готовит неожиданный подвох, каким были «юсы» для учащихся).

В ряде выражений названия букв являются символом начала и конца.

Азы наук – начала, основы наук.

Прочитал от аза до ижицы – от первой до последней буквы, от начала до конца.

Азбука – название русского алфавита по первым двум буквам – А («аз») и Б («буки»).